/ Камуфляж, Маскировка

Искусство камуфляжа:маскировка в лесу

Первая часть тут

Лес не терпит быстрых движений, передвигаться нужно медленно.

Если вы будете передвигаться медленно и спокойно, вы не только сможете отслеживать ситуацию вокруг, но еще будете хорошо скрыты на местности.

Боевая работа (маскировка) в лесу — сложный вид деятельности.

Во-первых, нельзя слишком быстро двигаться. Конечно, когда начинается огневой контакт, нужно очень быстро перемещаться.

Но когда мы просто идем — нельзя.

В лесу нет естественных объектов, которые быстро двигаются. Соответственно, и камуфляж работает тогда, когда сливается с местностью. Если он будет мельтешить на фоне окружения, то это не очень хорошо.

Видно мою руку? Хорошо видно? Она контрастирует с общим фоном моим?

А если я сниму панамку — видно мое лицо? Прекрасно видно.

Это простой тест. Я зеленый, весь в «Жабе» (включая оружие)… Но есть несколько элементов, которые выделяют меня на фоне окружающей местности. Это лицо, шея, голова и кисти рук. Это — демаскирующий признак, который нужно устранять.

Первое: руки. Их можно намазать краской, но тогда они потеряют ту хваткость, которая мне нужна. Но решить эту задачу можно очень просто:  мягкие стрелковые перчатки Active Shooting Gloves. Они как вторая кожа, очень удобные. При этом не теряется тактильность, возможность чувствовать предметы на ощупь.

При изготовлении этих перчаток используется тонкая козья кожа. Благодаря ей удобно держать оружие и манипулировать им. Все основные вопросы боевой работы можно решать не снимая перчаток. Я могу в них извлекать и менять магазины, работать со своим снаряжением и экипировкой. К тому же эти перчатки легко снимаются и надеваются.

Теперь поговорим про маскировку лица.

Лицо будет явно заметно со ста метров даже в неосвещенном лесу. Лучше использовать это расстояние для того, чтобы скрытно приближаться или отходить.

В советской армии в комплект маскировочного халата входила полумаска, которая закрывала верхнюю часть лица. При использовании капюшона это давало хороший результат. Однако маска оказалась неудобна: она постоянно съезжает и рано или поздно начинает мешать. Каким образом эта задача решается сейчас?

Вплоть до недавнего времени использовались так называемые арафатки — шарфы, которые обматывались вокруг шеи и могли закрывать нижнюю часть лица. При использовании головного убора открытой оставалась только область глаз.

Я вам хочу показать баф (простой кусочек эластичной ткани), который удобно и быстро решает задачу оперативной маскировки. Одним движением я накидываю его на нижнюю часть лица, и основные шея, уши, нижняя часть лица — закрыты. Если использовать однотонный баф от компании, то в сочетании с камуфляжем, он делает меня практически невидимым.

Но постоянно передвигаться по лесу в бафе неудобно: рано или поздно он начнет сползать вниз. Иногда, чтобы этого избежать, баф надевают под головной убор.

И все равно он может сползти с лица в неподходящий момент и немного затрудняет дыхание. Поэтому я использую баф просто как воротничок, который предотвращает попадание за пазуху различного мусора. К тому же этот материал хорошо впитывает пот и шея не натирается даже при использовании неудобного снаряжения.

Однако это еще не все, что можно использовать.

Долгое время и по сей день основным средством маскировки все-таки является грим. Я его очень не люблю. Очень. Но им пользуются часто. Наверное, он пришел к нам из области театра, где грим наносят, чтобы показать определенные эмоции, характер, образ жизни персонажа. Это удобное средство, которое в считанные минуты позволяет быстро закамуфлировать лицо и убрать основной блик: цвет кожи человека. Ниже я расскажу, как наносить грим.

Это делается когда вы готовитесь к выполнению той или иной задачи и у вас есть для этого время. В процессе выполнения задачи человек, который двигается по лесу, просто дополняет маскировочный эффект, заново нанося краску на лицо при необходимости.

Как правило, делается это в паре. На нашем лице есть выступающие части: нос, скулы, подбородок. Они больше бликуют на солнце и их надо затенить, то есть нанести более темный цвет грима. Обратный принцип: все, что блестит нужно делать затемнить; все, что само по себе темное, нужно высветлить. В кинофильмах и на роликах в YouTube вы можете посмотреть различные варианты нанесения маскирующей краски. Учтите: надо избегать нанесения грима ровными одинаковыми полосами, как это делал Шварценеггер в фильме «Команда». Лицо должно быть закамуфлированное полностью, включая глаза, нос, ноздри, ушные раковины и шею. Поэтому я и не люблю этот элемент маскировки. Просто нанести несколько мазков, как делали индейцы, недостаточно.

Итак, с гримом работают в паре, один человек помогает другому. Я буду делать это самостоятельно. Сидеть я буду на земле — это не самое удобное место, поэтому в комплекте моего снаряжения есть полевая сидушка.

Естественно, если вы наносите грим самостоятельно, лучше иметь при себе зеркало. Но это необязательно.

У меня есть грим двух цветов: коричневый и зеленый. Это основные цвета, которые преобладают в данной местности. Зеленый цвет повторяет расцветку камуфляжа «Жаба». Коричневый даст мне контраст.

Если я нанесу только зеленый или только коричневый, то это будет противоречить принципу маскировки: нам нужно избегать преобладания какого-то цвета. Камуфляж — это сочетание нескольких цветов, которые размывают силуэт на общем фоне. Так как я не имею волосяного покрова и раньше я особо не использовал головные уборы, то грим наношу на всю голову. Это необходимо: во время работы вы можете поднять панаму или кепку, и ваш лоб начинает блестеть,  вам придется его закамуфлировать.

Повторюсь: грим наносится в условиях несоприкосновения с противником. Но забывать о том, что он может быть слева, справа, сзади — нельзя. Поэтому либо боевое охранение, либо ваше оружие должно быть в постоянной готовности. Все, что вы извлекаете из карманов, должно быть помещено обратно, если вы предмет не используете. В данном случае передо мной лежит панамка и колпачок от грима. Я кладу колпачок в свою панамку; если мне нужно будет отсюда убегать, я просто надену ее вместе с этим колпачком и побегу. Не останется никаких следов, которые говорили бы о моем пребывании здесь. И тем более колпачка от грима, который явно скажет о том, что здесь были разведчики.

Итак, нанесение. Можно наносить грим, размазывая темный цвет на выступающих частях лица.

А можно по принципу карандаша, штрихами.

Зеленый цвет, коричневый цвет — по очереди. Говорят: мужчины не красят губы. Красят. Мой любимый грим был не в карандаше, а в виде пластинки, где были несколько цветов, поэтому его приходилось мазать пальцами.

Основной цвет — коричневый. Обратите внимание на уши, область за ушами, шею. Хорошо, что я использую баф. Проблема краски в том, что когда потеет лицо, она начинает скатываться и стекать вместе с потом. Поэтому карандаш должен быть всегда под рукой. Ну что, посмотрим, как я выгляжу? Негр. Мавр.

Шея, если присмотреться, светлая. Плохо!

Итак, основной цвет – коричневый. Теперь нужно выделить отдельные области зеленым.

Грима не жалеем, его наносится много. Если нет перчаток, то необхадимо закрасить и руки. Не должно быть ровных линий. Это важно, например, в работе снайперов, которые сидят на позициях. Прямые четкие линии на фоне окружающей местности будут очень хорошо видны. Баф остается, он нужен для того, чтобы закрыть шею и защитить ее от попадания мусора.

Все это время я просидел на полевой сидушке. У меня она закреплена на системе РПС сзади. Эта сидушка с секретом: она имеет хитрую форму и дает возможность не только сидеть, но и лежать на ней (удобно вести длительное наблюдение на любой поверхности). Когда она не нужно, я фиксирую ее на кнопки.

На фото ниже я отошел на пять-десять метров. Вы можете увидеть, насколько я виден теперь. Обратите внимание на мои руки и лицо по сравнению с первым тестом, который мы проводили.

Теперь я вышел на солнце, дистанция до камеры — десять метров, позади меня открытое пространство. Я нахожусь на хорошо освещенном участке и  должен быть прекрасно читаем, потому что за спиной нет четкого фона.

«Жаба» работает? Работает. И грим на лице тоже.

Если бы я натянул баф и начал вращать головой, баф стал бы сползать. А так я могу свободно двигаться и ходить.

В затененной часть леса с десяти метров меня тоже не видно. А оператора видно, но без ног, потому что на нем штаны «Жаба».

Перчатки хорошие и для стрельбы, и для активных видов спорта (я в них на велосипеде езжу). Active Shooting Gloves прекрасно работают.

Основной принцип передвижения в лесу — медленность. Скорость движения не должна превышать двух километров в час если вы не совершаете марш-бросок, не двигаетесь и не отрываетесь от противника. Американские “зеленые береты” по своим нормативам двигаются по пятьсот метров в час. Для чего мы маскируемся? Чтобы скрыть свои действия от возможного противника. Если мы будем идти быстро, камуфляж не будет работать — он будет мелькать. Если мы двигаемся медленно, то можем смотреть, слушать, контролировать ситуацию вокруг и эффективно решать те задачи, которые перед нами стоят.

edgar

Edgar Rice Burroughs

I'm an American novelist, best known for my work writing about a brave jungle hero called Tarzan and his muse, Jane.

Read More